- «Дорога жизни»
Дорога жизни.
Дорога жизни.
«Дорога жизни», единственная военно-стратегическая транспортная магистраль, связывавшая в сентябре 1941 марте 1943 блокадный Ленинград со страной, проходила через Ладожское озеро. В навигационные периоды перевозки по «Дороге жизни» производились по водной трассе на кораблях Ладожской военной флотилии и судах Северо-западного речного пароходства из портов Новая Ладога (трасса 135 км) и Кобона (трасса 35 км) до порта Осиностровец, в ледостав по ледовой дороге на автотранспорте из Кобоны до Кокорева и Ваганова (около 30 км), далее до Ленинграда по железной дороге. За перевозку грузов по «Дороге жизни» отвечал начальник тыла Ленинградского фронта генерал-лейтенант Ф. Н. Лагунов, непосредственное руководство военно-автомобильной дорогой (ВАД-101, с 7 декабря 1941 ВАД-102) осуществлял его заместитель генерал-майор интендантской службы А. М. Шилов.
Первые суда с грузами для Ленинграда вышли из Волховстроя и Лодейного Поля 3 сентября 1941, а 12 сентября в Осиновец прибыли первый конвой судов, доставивший 800 т зерна, сторожевой корабль «Пурга» с 60 т боеприпасов. С наступлением зимы с 22 ноября 1941 начала действовать ледовая трасса, названная ленинградцами «Дорогой жизни» . Особо важное значение «Дорога жизни» имела в первую блокадную зиму 194142, когда по ней в Ленинград было доставлено свыше 360 тыс. т грузов, переправлены с полным вооружением 6 стрелковых дивизий и танковая бригада. Одновременно были эвакуированы 539 400 человек, около 3700 вагонов промышленного оборудования и другие.гого имущества. Общее количество грузов, перевезённых в Ленинград по «Дороге жизни» за весь период её действия, составило свыше 1615 тыс. т; за это же время из города было эвакуировано около 1376 тыс. человек Для подачи в Ленинград нефтепродуктов по дну озера был проложен Ладожский трубопровод.
Немецко-фашистское командование прилагало большие усилия, чтобы парализовать «Дорогу жизни» . Она подвергалась систематическим ударам авиации и обстрелу тяжёлой артиллерией противника, который пытался также перерезать магистраль высадкой десантов и постановкой мин; все его попытки были успешно отражены советскими войсками. Охрана и оборона «Дороги жизни» осуществлялась стрелковыми частями, расположенными по берегам озера и вдоль трассы, бригадами морской пехоты, а также авиационными и зенитными частями Ленинградского фронта, Войск ПВО страны, Балтийского флота и Ладожской военной флотилии, объединённых в Ладожский район ПВО. На ледовой трассе были созданы службы связи, регулирования, дорожно-комендантская, санитарная и спасательная, военно-продовольственные пункты. За боевую и трудовую доблесть свыше 340 человек были награждены орденами и медалями, в том числе ордена Ленина Лагунов, Шилов и комиссар дороги бригадный комиссар И. В. Шикин.
Память о массовом героизме советских людей, обеспечивших движение по «Дороге жизни» , увековечена в памятниках и мемориальных ансамблях, входящих в «Зелёный пояс Славы». Центральное место среди них занимают архитектурно-скульптурная композиция «Разорванное кольцо», ансамбль «Румболовская гора», памятник «Цветок жизни». На протяжении наземной части «Дороги жизни» установлено 45 мемориальных километровых столбов (бетон, 1966, архитектор М. Н. Мейсель). В 1972 в посёлке Осиновец на западном берегу Ладожского озера открыт Музей «Дороги жизни» (филиал Центрального военно-морского музея). В 1974 на станции Ладожское Озеро близ Осиновца сооружён мемориальный вокзал-памятник.
Литература:
Харитонов А. Д., Легендарная ледовая трасса, М., 1965;
Ковальчук В. М., Ленинград и Большая земля. История Ладожской коммуникации блокированного Ленинграда в 19411943 гг., Л., 1975;
На Дороге жизни, Л., 1975;
На Дороге жизни. Воспоминания о фронтовой Ладоге, М., 1980;
Павлюченко В. Ф., Редькин П. Л., Музей «Дорога жизни». Путеводитель, 3 изд., Л., 1988.Памятник-паровоз на станции «Ладожское озеро».
«Дорога жизни».
Памятник-паровоз на станции «Ладожское озеро».
Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург». - М.: Большая Российская энциклопедия. Белова Л.Н., Булдаков Г.Н., Дегтярев А.Я. и др.. 1992.